История номерных знаков США начинается в 1901 году, когда Нью-Йорк вместе с Кливлендом (штат Огайо), осознали, что пришло время для номеров легковых автомобилей.
Цель состояла не в том, чтобы увеличить доход – на дороге было недостаточно автомобилей, чтобы это имело значение, – скорее, чтобы получить контроль над гонщиками и безрассудными водителями того времени. Они были известны тем, что неаккуратно ездили по улицам города и пугали лошадей.
Если бы автомобили были помечены хорошо видимыми отличительными знаками, можно было бы идентифицировать нарушителей спокойствия и привлечь их к ответственности за безрассудство. И это сработало!
Каждого владельца транспортного средства обязали посетить мэрию или отправить по почте заявку в столицу штата, заплатить пару долларов и получить номерной сертификат или медальон в качестве доказательства регистрации.
Цифры означали ни что иное, как номер дома владельца. Буквы – его инициалы.
Затем владелец должен был найти способ отобразить этот номер на задней части автомобиля. Часто его просто наносили на спинку сиденья, но в большинстве случаев фактический номерной знак изготавливался из любых материалов, которые были по нраву владельцу: дерево, металл, кожа или что-то другое.
Зачастую номера были прикреплены к небольшому куску деревянной доски, который подвешивался к задней оси с помощью проволоки или ремней. Другие автомобилисты заказывали номер из листового металла в местном хозяйственном магазине.
Позже предприятия по поставке оборудования и авто предложили различные готовые комплекты для изготовления номерных знаков.
Содержание
Первые номерные знаки
В первом десятилетии века наиболее распространенным способом получения номера был местный магазин ремней безопасности.
И вот тут в моду входит кожа. Магазины гвоздей наблюдали, как их бизнес терпел убытки, когда автомобили начали заменять лошадей и кареты. Спрос на сёдла, кнуты и другие товары, связанные с лошадьми, падал, поэтому компаниям пришлось перестраиваться к текущим реалиям. Теперь они предлагали кожаные сиденья и номерные знаки.
Никто не помнит того человека, который предложил изготавливать номера из кожи. Но это была отличная идея. Кожа – гибкий и податливый материал, её трудно разорвать, можно сверлить, сшивать и прокалывать заклёпками, используемыми для крепления регистрационных номеров. К середине десятилетия кожа стала доминирующим материалом для номерных знаков.
Первым городом, который потребовал от владельцев автомобилей изготавливать и устанавливать номерные знаки был Кливленд (Огайо). Первым штатом – Нью-Йорк.
Номера изготавливались с последовательным набором цифр до 1908 года. Нью-Йорк сохранил созданную систему регистрации до 1910-го. Было зарегистрировано более 105 тысяч индивидуальных самодельных номерных знаков до того, как правительство занялось регистрацией на государственном уровне.
1902 год
Нью-Йорк решил использовать свой закон о номерных знаках, чтобы преподать урок гонщикам и безрассудным водителям.
Штат требовал от владельца разместить на задней стороне машины свои инициалы, которые должны быть не менее трёх дюймов в высоту (762 мм). При этом нужно было подать документы госсекретарю Олбани, указав своё полное имя и адрес, прежде чем размещать инициалы на автомобиле.
Таким образом, если бы какой-нибудь нерадивый водитель разогнался, издавая громкие звуки глушителем, задавил чью-нибудь лошадь, и уехал, свидетели легко запомнили бы его инициалы и сообщили констеблю.
Установленное законом ограничение скорости: 8 миль в час в городах и 15 миль в час в сельской местности.
В 1902 году в штате Нью-Йорк было зарегистрировано 1082 автомобиля, получивших номера с 955 по 2036.
1903 год
Филадельфия стала первым муниципалитетом, начавшим официальное регулирование номерных знаков. Сделанный из толстой стали, покрытой двухцветной фарфоровой эмалью, этот маленький сине-белый ярлык имел дополнительное отличие и был первым датированным номерным знаком в Америке. Он действовал только в течение одного календарного года. В следующем году его требовалось заменить совершенно новым номером других цветов. Так началась традиция ежегодной замены номерных знаков.
Коннектикут, Массачусетс, Нью-Джерси и вся остальная Пенсильвания начали внедрять номерные знаки в 1903 году, став (вместе с Нью-Йорком), первой политической юрисдикцией в Америке, требующей лицензирования автомобилей в масштабах всего штата.
Постепенно происходила трансформация из местных и муниципальных номеров в государственную систему, которая существует в США сегодня. Но эти четыре юрисдикции были уникальными в 1903 году. Лицензирование автомобилей оставалось, по большей части, местным делом с использованием табличек, предоставленных владельцами.
Первым штатом, который официально начал выпускать номерные знаки в 1903 году, стал Массачусетс.
Коннектикут же полагался на автовладельцев, которые сами делали свои номерные знаки – обычно из кожи с прикрепленными номерами домов.
Автомобилисты в 1903 году, будучи большей частью из привилегированного сектора общества, возмущались и сопротивлялись регистрации своих автомобилей. Зачастую они просто нанимали кого-то, чтобы придумать фиктивный номерной знак и не заморачиваться с формальностями лицензирования. Властям скоро надоело, что слишком много владельцев выставляют вымышленные инициалы или используют свои собственные без предварительной регистрации и они стали использовать различные ухищрения.
Например, мэрия Чикаго стала выдавать индивидуальные цифры для номера, требуя от владельца только устанавливать их на автомобиль. Они были 6 дюймов в высоту со шрифтом, недоступным в магазинах. Предполагалось, что поддельные таблички можно будет легко обнаружить, поскольку они не соответствовали бы «официальному» стилю нумерации.
Нью-Йорк в середине 1903-го аннулировал все первоначальные номерные знаки, которые были предоставлены владельцами, и выдал им новые номера. В качестве доказательства того, что указанный номер является законным, выпустили регистрационные печати с серийным номером, которые владельцы должны были использовать при изготовлении своих номерных знаков.
В 1903 году также началась выдача в Цинциннати, Детройте и Мемфисе, а также по округам в Миннесоте и Пенсильвании.
Пенсильвания передала ответственность за выдачу номеров каждому округу. Владельцы должны были зарегистрироваться у своего сборщика налогов, и система нумерации каждого округа начиналась с «1». В 1903 году во многих уездах вообще не было автомобилей, а в других – совсем немного. Таким образом, у тех немногих сохранившихся номерных знаков, выпущенных по системе Пенсильвании, все номера «низкие», но невозможно определить, из какого они округа.
Город Мемфис, штат Теннесси, начал внедрение автомобильных номеров в сентябре 1903 года. Примечательно, что Мемфис стал первым местом на юге, где были зарегистрированы автомобили.
1904 год
Список штатов, требующих автомобильной регистрации, пополнили:
- Мэриленд
- Айова
- Род-Айленд
- Округ Колумбия
Род-Айленд выпустил стандартный номерной знак из толстой стали, покрытой фарфоровой эмалью, но Мэриленд и Айова требовали от владельцев предоставить свои собственные номера – часто из кожи.
Многие таблички Мэриленда этой эпохи трудно идентифицировать, так как обозначение штата не требовалось. В отличие от Айовы, в которой это было обязательным. Айова была первым штатом к западу от реки Миссисипи, который начал регистрировать автомобили на всей своей территории.
В 1904 году в Чикаго обнаружили, что, несмотря на все их усилия, слишком много автомобилистов использовали фиктивные кожаные бирки (изготовленные владельцем), поэтому начали выпускать стандартные номерные знаки.
В 1904-ом в Сент-Луисе (Миссури) проходила Всемирная ярмарка, в результате чего город также стал использовать официальные фарфоровые номера.
Округ Колумбия, требовал от автомобилистов использовать самодельный номер с буквами «DC».
1905 год
И тут произошёл настоящий взрыв штатов и городов, начавших лицензировать автомобили. Коннектикут отказался от своей системы самодельных номеров, обязав использовать официальные государственные пластины. Три штата северной Новой Англии – Вермонт, Нью-Гемпшир и Мэн – все начали выпускать официальные номера. Таким образом, к концу 1905 года во всех шести штатах Новой Англии использовались официальные стандартизированные номерные знаки. С неофициальными табличками остался только Коннектикут.
Примечательно, что 1905 год стал годом, когда некоторые западные и южные штаты начали регулировать использование автомобилей в пределах своих границ. Вплоть до 1905-го номерные знаки были в основном только в некоторых крупных городах и северо-восточных штатах.
В течение года подтянулись следующие штаты:
- Теннесси и Флорида – на юге.
- Орегон, Вашингтон и Калифорния – на западе.
- Висконсин, Небраска и Южная Дакота – в центре.
Из них только Висконсин выдавал стандартный номерной знак всем автомобилистам, остальным было достаточно самодельных кожаных (это не удивительно в штатах с большим поголовьем скота).
На промышленном Среднем Западе в ряды вступили Мичиган и Индиана, а на востоке крошечный Делавэр наконец присоединился к соседним Пенсильвании и Мэриленду в использовании самостоятельно изготовленных номерных знаков.
В 1905 году законодательный орган Миннесоты по какой-то необъяснимой причине передал лицензирование муниципалитетам и посёлкам. Как и в упомянутой ранее Пенсильвании, каждому из них было разрешено выпускать номера, начинающиеся с цифры «1», что объясняет наличие нескольких одинаковых номеров и использование букв для обозначения юрисдикции выдачи. Требований относительно того, как должны быть прикреплены символы или какого размера они должны быть не существовало. Поэтому была некоторая путаница с множеством одинаковых номеров.
С 1905 года на номерах Нью-Йорка начали писать буквы «NY», а цвета утвердили, как «черные символы на белом фоне». Нью-Йорк был единственным штатом в Америке, разрешивший эту цветовую схему, которая была противоположной темным материалам, обычно используемым в то время. Следовательно, любая «черно-белая» табличка, на которой нет обозначения штата, скорее всего, относится к Нью-Йорку периода 1903–1905 годов, если серийный номер состоит из четырех цифр или меньше.
1906 год
Регулирование уже было осуществлено в тех городах и штатах, где автомобиль стал значительным фактором в повседневной жизни. В более отдаленных местах пока не было смысла тратить время на принятие законов для очень немногих автомобилей.
1906 год стал началом лицензирования автомобилей в регионе Скалистых гор, когда Денвер и другие города Колорадо приняли автомобильные законы вместе с Шайенном (Вайоминг).
Цинциннати (Огайо) выпустил красивые выгравированные медные таблички для всех автомобилистов города.
Начали выдавать первые стандартные таблички в Вирджинии и Западной Вирджинии.
В 1906 году Содружество Пенсильвании начало выдавать датированные официальные номерные знаки отдельным автомобилистам только в качестве удостоверения личности водителя. В течение нескольких коротких лет — с 1906 по 1909 год — сама машина не нуждалась в государственной регистрации.
1907 год
Остальные штаты Среднего Запада подключились к автомобильным лицензиям. Иллинойс и Миссури одобрили регистрацию по всему штату, для чего требовалось предоставить предварительные номера (изготовленные владельцем). Северная Каролина стала 4-м южным штатом, который выдавал лицензию на легковые автомобили.
Несколько городов Огайо начали лицензирование в 1907 году. Столица Оклахомы (на тот момент только сформированного штата) начала выпускать официальные номерные знаки.
Техас начал систему регистрации округов, подобную той, которая использовалась в Пенсильвании 1903-1906 гг.
Помимо самодельных номеров, существовали доступные «комплекты» для изготовления номерных знаков, которые можно было приобрести в магазинах бытовой техники и автозапчастей. Чикагская компания Stafford Auto Illuminating Company продавала в Техасе комплект, состоящий из фарфора и металлических плиток с тиснением, которые нужно было вставить в стальную опорную пластину, а затем подвесить к задней части автомобиля. Также в наборе были металлические пластины с указанием всех мыслимых округов и названий городов Техаса и названия штата, которые можно было крепить к номеру.
1908 год
Автомобили начали эволюционировать от дорогих спортивных машин – практически без утилитарной ценности – до орудий труда и общего местного транспорта.
1908-й – год рождения Ford Model T, довольно низкая цена которого спровоцировала увеличение автомобилей на дорогах.
В большинстве промышленно развитых и наиболее густонаселенных городов и штатов были разработаны системы лицензирования автомобилей, и стандартизированные официальные номерные знаки стали нормой. Тем не менее, в стране были места, где лицензирование впервые началось только в последние годы десятилетия.
Луисвилл (штат Кентукки) начал использовать в 1908-ом местные номерные знаки. Феникс, Тусон и Прескотт (Аризона) выпустили стандартизированные номера штата.
1909-1910 годы
В некоторых муниципалитетах Канзаса, в Атланте (Джорджия) и в нескольких городах штата Колорадо были введены местные номера.
Юта запустила систему регистрации автомобилей по всему штату с использованием пластин «Pre State».
Официальные государственные знаки выпустили в Алабаме (города Мобил, Бирмингем и Монтгомери), и в Арканзасе (города Форт-Смит, Пайн-Блафф и Литл-Рок).
В 1909 году очень немногие муниципалитеты в малонаселенной Северной Дакоте и Айдахо начали использовать местные «Pre State» пластины. Новый Орлеан и Чарльстон (Южная Каролина) в 1910 году также начали внедрять номера, изготавливаемые владельцами.
Уже после 1910 года к использованию самодельных пластин присоединились Монтана и Невада.
В 1912 и 1913 годах Аризона продолжала использовать изготовленные владельцем таблички.
Заключение
К сожалению, найти и купить номер периода «Pre State» – очень дорогое удовольствие. Поэтому пожелаю удачи тем читателям, которые захотят включить в свою коллекцию один из таких кожаных или фарфоровых экземпляров.
Должен отметить, что до появления официальных государственных номерных знаков в конце 1910 года в Нью-Йорке было выпущено более 100 000 штук, что сделало номера этого штата одними из самых простых для коллекционирования той эпохи в наше время.