Автомобильные базовые номера Калифорнии с 1901 по 2020 год

При обзоре номерных знаков больших штатов есть проблема – разновидностей так много, что в одну статью уместить их все очень сложно. Поэтому номерные знаки штата Калифорния я решил разделить на несколько частей. В этой статье расскажу про базовые автомобильные номера Калифорнии с 1901 по 2020 год. Про специальные графические пластины, а также про номерные знаки трейлеров, грузовиков и других видов транспорта сделаю отдельную публикацию.

Далее будет много скучных букв. Но если вам близок самый населённый штат Америки, расположенный на западном побережье, и вы готовы окунуться в историю его автомобильных номеров – эта статья для вас!

Калифорнийское шоссе

1901-1913: Эра предварительных пластин

Первое упоминание о лицензировании автомобилей в Калифорнии датируется 1901 годом. Закон предписывает лицензировать двух- и трёхколёсные велосипеды, автомобили всех видов и аналогичные колёсные транспортные средства с ежегодной оплатой. В качестве свидетельства нужен ярлык или сертификат. Несмотря на наличие такого закона, доподлинно неизвестно, выдавались ли сертификаты в то время.

В 1905 году был издан новый закон о регистрации автомобилей в штате Калифорния. Владельцы машин должны были зарегистрировать свои транспортные средства у государственного секретаря, оплатив 2 доллара США, показать круглый диск, выпущенный штатом и чёрно белый номерной знак размером 3,5 x 0,5 дюйма, который они делали самостоятельно.

Номера Калифорнии pre-state era
Самые первые номерные знаки Калифорнии

Так в Калифорнии началась «pre-state era». Номер 1 был выдан 22 марта 1905 года Чарльзу Д. Спрекелсу, президенту комиссаров парка города и округа Сан-Франциско. (Комиссия по парковке лицензировала автомобили с 1901 года.) Другим членам его семьи были присвоены номера 2, 3 и 4. Самая последняя известная предварительная пластина 1905-1913 гг. — № 122186, выпущенная в 1913 году.

Законом были предусмотрены только задние номерные знаки. Но в сети можно встретить фотографии автомобилей 1911-1913 гг. с передними номерами, а также фото парных номеров, часто с несовпадающими стилями. В основном это были пластины дилеров. Также некоторые автомобилисты заказывали и вешали второй номер добровольно. Третья причина существования пар – замена более ранней версии с теми же цифрами, либо из-за повреждения, несовместимости с передачей новой машины, либо из-за выхода из моды.

Существует два интересных типа серийно выпускаемых пластин, о которых стоит рассказать отдельно. Из-за внешнего вида первый назывался «собачьей костью», а второй – «Микки Маусом». Это были никелированные латунные номера, изготовленные компанией Moise-Klinkner Co. из Сан-Франциско. Они предназначались для членов автоклуба Южной Калифорнии, а надпись American Auto Ass. на кругляшах означало название филиала (Американская автомобильная ассоциация).

Калифорнийские номера с круглыми печатями
Слева «Собачья кость», справа «Микки Маус»

1914-1919: Фарфоровые пластины

Эпоха «pre-state» в Калифорнии закончилась 31 декабря 1913 года и теперь следовало проходить регистрацию у государственного казначея. Стало необходимым регистрировать также мотоциклы. Номера для фар были сняты с производства. С 1914 года узаконили передние знаки, которые стали обязательными.

Тарифы составляли 5, 10, 15, 20, 25 или 30 долларов в зависимости от мощности.

Фарфоровые пластины 1914-1915 гг. были изготовлены компанией Ingram-Richardson Co. в Пенсильвании. Экземпляры 1914 года были качественными и находятся в прекрасном состоянии даже сейчас. Номера 1915-го изготавливали из тонкого металла, и они гораздо более склонны к сколам и повреждениям. В 1916-ом штат перешел к использованию фирмы California Metal Enameling Co. («CAMEO») в Лос-Анджелесе для производства фарфоровых табличек после жалоб на то, что предыдущие контракты были заключены с Пенсильванией. Каждая пара шла со свинцовыми медвежатами. На переднем медведе был выбит серийный номер, на заднем было пустое место для надписи имени владельца (опционально).

Номерные знаки 1916 года были рассчитаны на четырёхгодичное использование. Повторная проверка осуществлялась заменой медвежьих бирок.

Бирки с 1917 по 1919 гг. значительно отличались от 1916 года. В 1917-ом был изображен золотой мак (государственный цветок) с красноватым пятном в середине цветка. У большинства из них сегодня нет красноватого центра, так как от прямого солнечного света цвет тускнеет и исчезает. На бирках 1918 года изображен калифорнийский колокол миссии зеленого цвета. Позже – красная звезда победы. Хотя к моменту их выпуска Первая мировая война закончилась подписанием перемирия 11 ноября 1918 года.

Калифорния 1914-1919
Калифорнийские номера 1914-1919 с разными типами бирок

В течение всех четырёх лет номер бирки должен совпадать с номером таблички, независимо от того, продление это или новая регистрация.

1920-1940: Ежегодный выпуск, проблемы числовых ёмкостей

В 1920 году были впервые выпущены тисненые стальные пластины. Начиная с 1922-го, номерным знакам, не предназначенным для легковых автомобилей, были присвоены собственные серийные номера.

В 1923 году Калифорния исчерпала шесть цифр на своих пластинах. Нью-Йорк, единственный другой штат с таким же высоким населением, расширился до семи цифр. После того, как 16 мая 1923 года была выпущена одна расширенная табличка № 1-000-000, в Калифорнии решили проблему с цифровым ограничением, добавив звезду к центру пластины и просто начав заново числа в * 1, переходя к 99 * 999. Звезда означала «миллион». (Огайо скопировал идею звезды в 1924-28 гг.) В 1923 году в Калифорнии было выпущено так много звёздных табличек, что для чисел свыше 100 000 использовалась маленькая звезда. В 1924-ом проблема с цифровыми лимитами возникла снова (на этот раз в качестве префикса). Были выпущены числа от * 1 до * 50-000, прежде чем они решили возобновить сверхдлинные пластины для размещения седьмой цифры, начиная с # 1-050-001. Всего было выпущено почти 150 000 сверхдлинных пар.

Номерные знаки Калифорнии 1920-1924
Номера Калифорнии 1920-1924

В 1923, 1925 и 1926 годах таблички с низким номером также были уникальными. На пластинах, пронумерованных от № 1 до 999, были проставлены два штампа «CAL 23», по одной на каждой стороне номера (обычно называемые пластинами «double date», по-русски «двойная дата»). Они также появились в 1926-ом в серии префиксов букв (A — G) от № 1 до 999.

В 1925 году вместо использования звездочек или удлиненных пластин было решено добавить буквы A, B, C, E и F («D» был зарезервирован для дилера), а в 1926-ом использовались буквы от A до G, включая «D» (так как формат дилера изменился). Более половины всех пассажирских номеров 1926 года имели буквенный префикс.

Автономера Калифорнии 1925-1926
Номерные знаки штата Калифорния 1925-1926

В 1927-1928 гг. штат вернулся к полностью числовым номерам. Размеры штампов были уменьшены, поэтому на них стало возможным поместить семь цифр. Слово «КАЛИФОРНИЯ» написали полностью (вместо сокращённого «CAL»).

Калифорния 1927-28
В 1927-1928 гг. буквенных символов не было.

В 1929 году произошло полное переформатирование практически всех типов пластин. Размер был увеличен (в основном по высоте), и пластины поставлялись с более высокими и современными штампами. Формат был изменен на 1 A-12-34, а буквенные префиксы распределялись регионально: Сакраменто A — E, Окленд G — H, Сан-Франциско J — K, Фресно L, Лос-Анджелес M — X, Лонг-Бич Y, Сан-Диего Z (Упрощенно, A — L был выпущен в Северной Калифорнии, а M — Z в Южной Калифорнии.)

Интересно, что название штата в 1929-1931 гг. было снова сокращено до «CAL». А в 1932-ом вернулось к полной версии и остаётся по сей день (за исключением 1945-46).

В 1936 году, когда страна вышла из Великой депрессии, номерная емкость снова стала проблемой, и они продолжили эксперименты с форматом.

В 1939-ом появилась надпись «CALIFORNIA WORLD´S FAIR 39». Это был первый лозунг на пластинах, который являлся отсылкой к международной выставке «Золотые ворота» на острове сокровищ в Сан-Франциско.

Калифорния 1929-1939
Десятилетняя эволюция знаков Калифорнии с 1929 по 1939-й

1940 год ознаменовался серьезными изменениями в дизайне. Пластины были перепроектированы с сильно закруглёнными углами и новыми блочными матрицами. Это изменение сократило количество используемой стали, и дало экономию почтовым расходам.

Калифорния 1940
Круглые края 1940-го

1941-1950: Полоски, бирки, наклейки

В 1941 году незначительный редизайн немного уменьшил радиус угла. Форматы нумерации для 1941-го выглядят так же, как и для 1940-го, но последовательность была полностью пересмотрена.

К июлю 1941 года, за пять месяцев до нападения на Перл-Харбор, штат Калифорния столкнулся с потенциальной нехваткой металла в результате Второй мировой войны и уже рассматривал альтернативы полноразмерным пластинам, включая повторное использование номеров 1941 года. В качестве обновления решили делать длинные узкие накладки на верхнюю часть номера. А для новых регистраций в 1942-ом изготавливали пластины с встроенной датой. Отличия от 1941-го заключаются в том, что вместо круглых отверстий, они имеют более тонкие штампы и длинные пазы под болты.

Новые выпуски и обновления в 1943-ем получили накладку «V» (Победа) без даты, которая крепилась поверх цифр года. Бирка отправлялась по почте в картонном вкладыше с инструкцией.

В 1944 году для всех регистраций была выпущена наклейка на лобовое стекло, похожая на биржевой сертификат. Для тех немногих легковых автомобилей без ветрового стекла, выпустили черно-белую бирку с изображением медведя, идентичную вкладкам прицепа.

Калифорнийские знаки 1941-1944
Изменения в номерах Калифорнии 1941-1944

В 1945 году одиночные таблички (не пары) выпускались с надписью «CAL 45» в центре вверху. Это было последнее сокращение штата в истории Калифорнии.

База 1945 года продлевалась биркой в ​​1946-ом.

В 1947-ом возобновили выпуск пар, и производство плит было передано частной компании. В 1948-ом производство переместилось в тюрьму Фолсом, и это в конечном итоге привело к головокружительному числу разновидностей на этой базе: металлы (алюминий против стали), различные штампы, количество отверстий под болты (4 против 8), и расстояние между цифрами.

Калифорния 1945-1950
Номера Калифорнии 1945-1950: менялся не только цвет пластин, но и бирок

1951-1955: Время путаницы

В 1951 году вернулось региональное распределение. Но вместе с этим последовательность нумерации в этот период была настолько запутана, что даже в ALPCA не сохранилось нормальной документации об этой базе.

Калифорния 1951-1955
С 1951 по 1955-й номера продлевались бирками разных цветов

1956-1962: Стандартизация

В 1956 году Калифорния стала первым штатом в Северной Америке, который использовал «британскую» буквенно-цифровую систему AAA 000 для номерных знаков легковых автомобилей. Новые пластины приобрели жёлтый цвет и сократились до 6 «x 12», чтобы соответствовать стандартам автомобильной промышленности. Буквы менялись с «А» до «М» примерно по две в год.

В течение шести лет сталь иногда менялась на алюминий, а слоты для бирок исчезли примерно в 1960 году. Для чего они были нужны – непонятно, фотографий номеров этого периода с бирками я не нашёл. Продлевалась регистрация через наклейки.

Калифорния 1956-1962
Продление регистрации происходило наклейками, отверстия возле цифры 56 исчезло в 1960 году (верхний номер с отверстиями, нижний без них)

1963-1970: Классическая чёрная база

В 1963 году номерные знаки Калифорнии вернулись к чёрному цвету с жёлтыми символами. Верхняя часть пластины имела два колодца под наклейки. С одной стороны номера располагались стикеры чётных годов, с другой стороны – нечётных.

Формат символов был такой же: AAA 000

База 1963 с наклейками
В период с 1963 по 1970-й продление осуществлялось разноцветными наклейками

В правом колодце были вдавлены цифры 63. На некоторых пластинах был апостроф перед цифрой, на других его не было. Примерно в 68-м году цифры в колодце вовсе исчезли.

1969-1986: Особенности синего номера

6 октября 1969 года цвет фона изменился на синий. Формат символов изменил последовательность на обратную: 000 AAA. В течение примерно 18 лет было несколько разновидностей. Сначала номера делали из стали с большими колодцами под наклейки и плотно расположенным названием штата.

В 1975 году колодцы с наклейками укоротили, штампы сделали тоньше, а пластины стали алюминиевыми.

Отличия синих калифорнийских номеров
Различия между стальной и алюминиевой пластиной

В 1977-ом штампы были на короткое время утолщены, но вскоре опять сужены, чтобы вместить 7 символов. В 1980 году в Калифорнии состоялся дебют номера с 7-ю символами. Эта система используется до сих пор. Заднюю часть пластин перестали красить в 1981-ом, а синяя база закончилась примерно 1 сентября 1999-го.

Калифорния 1981
Калифорнийская семисимвольная пластина 1981 с неокрашенной задней частью и гравировкой CA в левом колодце

Изначально наклейки с годом клеились в оба колодца, как на чёрной базе, но в 1976-ом стали выдавать также наклейки с месяцем, которые лепились в левый колодец.

Наклейки с калифорнийских номеров
Калифорнийские наклейки 1970-1986

1983-2020: Солнце, триколор и губная помада

13 декабря 1982 года дебютировала база «Golden Sun», первоначально в качестве недорогой альтернативной пластины. Единовременная дополнительная плата в размере 5 долларов США называлась «плата за рефлекторизацию».

Калифония Golden State 1986
Солнечный дизайн Калифорнии

Существуют некоторые незначительные разновидности штампа, такие как «CA» и «84», выдавленные в лунках наклеек, а также использование синих заготовок (задняя часть номера в этом случае отличалась по цвету). Использование гравировки «CA» обусловлено тем, что в случае автомобильного пожара должна остаться информация о том, что табличка была из Калифорнии (идентификация). Цифры «84» были пережитком олимпийского номера. В январе 1987 года синяя база была снята с производства.

Гравировка в колодцах 84
CA и 84 выгравированы в колодцах

В октябре 1987-го были выпущены номера с красным названием штата и тёмно-синим цветом серии. По сравнению с солнечными пластинами, эта база оказалась очень простой. Экономия денег повлияла на уменьшение количества цветов. Но название штата осталось красным, потому что законодательный орган штата ранее принял закон, предписывающий, чтобы калифорнийские таблички были «с синими символами на белом фоне с красным названием штата».

Калифорния 1987
База 1987

Современный тип калифорнийских номеров впервые начал выпускаться в октябре 1993 года. Это номер – долгожитель. Лунки для наклеек убрали и превратили их в графические рамки по верхним углам пластины. «МО» и «YR» были напечатаны в левой и правой клетках соответственно. Слово «California» теперь было написано, как будто губной помадой. В течение трёх лет шрифт был оптимизирован для лучшей читаемости.

Калифорния 1993
База 1993 с оптимизацией шрифта: надпись стала жирнее

В 1998 году внизу был добавлен слоган «SESQUICENTENNIAL — 150 YEARS». После того, как юбилей прошёл, в 2001-ом лозунг был убран. В конце 2006 года кромки номера стали скошенными. В 2007-ом была добавлена ​​строка под «YR» в правой коробке с наклейками.

Калифорния 1998
База 1998 с надписью «стопятидесятилетняя годовщина»

Примерно в это же время что-то изменилось в технологии подложки или прозрачном покрытии пластин, в результате чего белый фон со временем из-за влажности становился серым. Проблема изменения цвета возможна даже при хранении в домашних условиях и до сих пор не решена.

В 2011 году снизу добавили легенду «dmv.ca.gov», которая существует по сей день.

Калифорния 2014
Современный дизайн калифорнийского номера, выпускается до сих пор

Эволюция наклеек за 60 лет

Наклейки на калифорнийских пластинах появились в 1957 году. В стикерах 1975, 1976 и 1977 гг. наряду с небольшим уменьшением размера использовались полутона для оформления дизайна 200-летия США в 1976 году. Цвет фона: зеленый, белый, оранжевый, синий, желтый и красный. 1997-й был последним годом для белых стикеров, считающихся недостаточно контрастными по сравнению со стандартными белыми пластинами. С 1998-го ротация включила остальные пять цветов в том же порядке, что были ранее. Начиная с 1996 года была добавлена ​​вертикальная легенда «ACTM», обозначающая типы транспортных средств, на которых использовалась наклейка (автомобиль, коммерческий транспорт, прицеп или мотоцикл). В 1999-ом государственная печать стала белой на цветном фоне.

Калифорнийские наклейки номерных знаков
Используется 5 цветов для наклеек, белые были убраны из-за плохой читаемости

В 2008-ом DMV запустила пилотную программу установки киосков, чтобы водители могли продлить регистрацию, не ожидая очереди или почтовой доставки. Компьютер сканирует регистрацию или уведомление о продлении, и можно оплатить заказ наличными или картой. Киоск распечатывает регистрационную карточку с наклейкой. Эти наклейки имеют совершенно другой дизайн. Они имеют слегка закругленные углы, показывают только двузначный год, имеют государственную печать черного цвета и показывают номер таблички как серийный номер. Этих «умных» наклеек в 2008-ом не хватает, потому что в южной Калифорнии было открыто всего несколько киосков. Также следует отметить, что смарт-наклейки не могут быть применены к свежезарегистрированным пластинам, потому что киоски имеют дело только с продлением существующих регистраций. Если у водителя нет всех документов, необходимых во время регистрации (например, сертификации смога), компьютер выдаёт временную регистрацию и печатает «VOID» на наклейке; после завершения пропущенного шага по почте будет отправлена стандартная наклейка. Даже через девять лет после начала программы киоски всё ещё считаются тестовой программой, а в северной Калифорнии есть только два таких места: в Окленде и Сакраменто.

Смарт наклейки калифорнийских номеров
Умные калифорнийские наклейки для номерного знака

Начиная с 2013 года, штат выпустил третий дизайн наклейки для легковых автомобилей. Это гибрид «умного» дизайна, но с обычным серийным номером внизу. Шрифт и размеры также отличаются от «умного» дизайна. По-видимому, они выдаются для приложений рассылки и могут использоваться в отделениях на местах, хотя информация не проверена. С 2013-го все три типа наклеек на год распространяются на легковые автомобили.

Использование старых номеров

Около 8 лет назад Калифорния разрешила изготовление чёрных, синих и жёлтых номерных знаков образца 1950-1980 гг. по программе Legacy License Plate, которая рассчитана в основном на любителей винтажа.

Американцам очень нравятся номера с этим дизайном – почему бы не дать им возможность установить красивую пластину и заодно пополнить казну.

Калифорнийцы и до этого могли вешать на свои старые машины винтажные номера. Закон «Year of Manufacture» или сокращённо YOM, позволяет регистрировать ретро автомобили с аутентичным номерным знаком, даже если он б/у. Главное, чтобы пластины были настоящими и не крадеными. Владелец винтажного автомобиля может купить пару старых номеров на барахолке или у дилера и зарегистрировать их на своей машине. Пластины должны соответствовать модельному году автомобиля. Свежие наклейки можно повесить рядом с задним номером на специальных металлических платформах, которые также выдаются при регистрации.

Ретро номера Калифорнии
Калифорнийский автомобильный винтаж

На этом обзор базовых номеров Калифорнии закончен. О других пластинах я расскажу в следующий раз. Если остались вопросы по теме — не стесняйтесь задавать их в комментариях.

Раздел в моём магазине с номерами штата Калифорния
Номер из Калифорнии с наклейкой 2016 года
Номерной знак Калифорнии с солнышком

4 комментария

  1. Приветствую, Егор!
    Я — моделист, очередная задача — амфибия Ла Тортуга 1, переделка из Ford GPA. Масштаб 1/43.
    Это та самая Черепаха, на которой пара американцев проехала из Серкла в Ушуайю в 1954-56 годах. Известно, Форд был куплен на свалке Лос-Анджелеса в 1951 году. Летом 1954 они стартовали. Думаю, что регистрацию они провели в 1953-1954 году.
    Есть не очень разборчивое фото автомобиля сзади, могу прислать. Там угадываются какие-то цифры..
    Мне нужны размеры, и примерное содержание номера.
    За помощь буду весьма благодарен
    С уважением, Алексей

    1. Приветствую Алексей!
      Присылайте фото на мою почту egorsgarage@yandex.ru
      Попробую помочь. Но с чёрно-белыми фотографиями это будет сложно сделать.

      1. Добрый день.
        Вопрос остался, и с возобновлением проекта, я прошу сообщить размеры номеров — длину и ширину для 1954 года.

        1. Добрый день. Я помню, что писал вам по этому поводу, но не могу найти контакт. Напишите ещё раз на почту egorsgarage@yandex.ru и я продублирую.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *